Ванинско-Совгаванский промышленный транспортный узел объединяет четыре вида транспорта - железнодорожный, воздушный, морской, автодорожный. Причем каждый сориентирован как на грузовые, так и на пассажирские перевозки.

 Железнодорожники рапортуют: в 2018-2019 годах планируется обновление подвижного состава на линии Владивосток - Совгавань.  Порядка двадцати старых вагонов решено заменить, но это по большому счету мизер, если иметь в виду не число новых вагонов, а уровень обслуживания на маршруте, который приморцы и хабаровчане традиционно считают худшим.

 В июле депутат краевой думы Елена Грешнякова отправилась в командировку злополучным маршрутом. Цены на билеты в сезон отпусков почти поднебесные, но сама поездка - как железнодорожная версия конкурса «Последний герой». В купе жара под сорок градусов, отсутствие вентиляции и кондиционирования, нежелание проводников и прочего персонала профильной дирекции РЖД вникать в нужды пассажиров.

 Вопрос из летней почты «Молодого дальневосточника ХХI век»: почему на этом маршруте нет ни вагонов-ресторанов, ни вагонов-буфетов? Странная складывается картина: чем больше в Ванинский и Совгаванский районы транспортируется угля, который считается высокомаржинальным продуктом, тем безобразней пассажирское обслуживание. Куда уходит прибыль железнодорожного колосса, подкрепленная миллиардными государственными вложениями?                                  

Курс - на вахту

 Ванинско-Совгаванский узел стал средоточием интересов финансово-хозяйственных групп. В их числе - СУЭК, «Мечел», «Сахатранс», «Ремсталь». Объем отгружаемых с причалов грузов вырос кратно, перевалив за тридцать семь миллионов тонн.

 Создаются рабочие места, увеличиваются отчисления в бюджет. В общем, картина впечатляющая. Но тогда почему население обоих районов сократилось на треть и площади райцентров сотрясают митинги протеста?

 Вызывает отторжение угольная составляющая грузопотока. Да, СУЭК, построивший терминал у поселка Токи, более-менее оперативно отреагировал на претензии по части экологии. По этому пути пошел «Мечел», который преимущественно перегружает уголь в  Ванинском порту. Порт не специализированный.  К тому же ванинские пятиэтажки в считанных метрах от угольных причалов.

 Такая же ситуация в Находке, Мурманске, других рожденных советской эпохой универсальных портах. Но лесопродукции на причалах почти не видно: древесина в приморских массивах давно вырублена. Отток населения с северных территорий ударил по внутренним перевозкам. Чем работать в портах? Пожалуй, только одним - угольком, пока на него не упал спрос на мировом рынке.

 «Ремсталь» заявила о перевалке сжиженного газа, однако стартовала с угля, вызвав гнев совгаванцев. Мудрей поступила компания «Сахатранс», построившая жилье с расчетом на вахтовиков. Жить в Токах, Ванино, других поселках, которые на глазах превращаются в промышленную зону, как и обзаводиться там семьями, растить детей, -  перспектива не для поколения XXI века.

 Другой вопрос - потрудиться на вахте. Так функционирует теперь горнодобывающая и лесозаготовительная отрасли, многие строительные и рыбные компании. Тогда для кого в Ванино решили строить баню, а в Советской Гавани открыли техникум?               Кондуктор, не жми на тормоза!

 В начале года глава Ванино Мансур Губайдулин, отвечая на вопрос по поводу отсутствия бани в районном центре, советовал не делать из мухи слона. Во-первых, бани с парилками функционируют в Токах и Октябрьском, можно сказать, поселках - спутниках райцентра. Во-вторых, к концу 2017 года откроется бывшая портовская баня, реконструируемая местным предпринимателем.

 Но что происходит дальше? Край на условиях софинансирования с районом выделяет на строительство новой бани в Ванино восемьдесят миллионов рублей. Если в краевой казне некуда деньги девать, то направили бы их на ремонт школьного здания в первом жилом районе порта. Том самом, где в начале 50-х годов открылась школа, воспетая лауреатом Сталинской премии Петром Комаровым.

 Вопреки протестам жителей этого района, который в Ванино прозвали Рублевкой, школа была закрыта главой регионального минобрнауки Аллой Кузнецовой. С неизменной улыбкой она объяснила ванинцам, что в бывшей школе разместится филиал промышленно-технологического техникума, который открылся в Советской Гавани.

 Похоже, средств на обновление предназначенного для филиала здания не изыскали. Как нет его на ремонт техникумовского автобуса, бесплатно возившего ванинских парней и девчат на занятия в соседний город. Проезд рейсовым автобусом - 125 рублей в один конец. Стоит ли удивляться пропускам занятий, если неделя учебы обходится семье в полторы тысячи рублей?

 Нежданно-негаданная постройка бани, как и разрушающееся в ожидании ремонта здание то ли школы, то ли техникума, - это и есть состояние Ванинско-Совгаванского промышленного транспортного узла в его социальном разрезе. Каждый факт по отдельности, будь то экологическая перестройка СУЭКа, создание техникума или же постройка бани, не может не радовать. Но если оценивать происходящее с позиций тех, кто живет и трудится на побережье, то им изрядно надоели колдобины и пробуксовка.

 

http://khabarovsk.md/news/9690-poslednie-geroi-razvyazhem-li-gordiev-uzel-habarovskogo-primorya.html

 

 

 

Поделись в соцсетях